Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

 

Ляско Ольга Борисовна,

Учитель-логопед

высшая квалификационная категория

Ефремова Любовь Алексеевна,

Учитель-логопед

высшая квалификационная категория

Гордеева Ксения Анатольевна,

Учитель-логопед

первая квалификационная категория

Расписание логопедов

 

   Логопедический кабинет школы действует в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

  • диагностика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
  • своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ
  • разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.
На коррекционные занятия зачисляются ученики образовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке.

В первую очередь зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление на коррекционно-развивающие занятия осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по 15/20 сентября и с 10 по 25 мая.

Предельная наполняемость логопедического пункта Общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.

Логопедические занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у учащихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществ­ляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Перио­дичность групповых и индивидуаль­ных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.

В случае частых пропусков занятий (по болезни) без уважительной причины ребенок может быть отчислен.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

За подробной информацией можно обратиться к учителю-логопеду школы

Что нужно знать родителям о ребенке, который идет в школу

  • Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.
  • Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан».
  • Что его работоспособность 15 -20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
  • Что ему непривычно будет «быть одним из многих»
  • Что он будет более подвержен заболеваниям.
  • Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
  • Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т. д.
  • Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и пр.
  • Ребенку нужны положительные эмоции.
  • Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если, конечно, он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет...
  • Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторожности.
  • Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю.
  • В общем, все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
  • Берегите психику ребенка.
  • Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
  • Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете вместе с ним карнавальный костюм.
  • Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т. д.
  • Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
  • Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребенке-школьнике. Главное это — понимание, любовь, доверие, забота.
  • Если Вы еще раз все это прочтете, то может быть поймете, какое это испытание для ребенка.

Их надо знать в лицо

С каждым годом возрастает количество детей, не готовых к школьному обучению.

Ко времени поступления в школу ребенок должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но достичь определенного уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами. Важную роль в освоение письменной речи играет развитие тонкой моторики рук и зрительно-пространственная координация, зрительное восприятие, гнозис и др.

С началом обучения, у некоторых школьников обнаруживаются трудности в усвоение письма и чтения. Причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в одноклассниках. Ошибки допускаемые ребенком нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежностью, неусидчивостью и т. д.

Не являясь орфографическими, эти так называемые специфические ошибки, которые зачастую сопровождают учащихся в течение последующих лет обучения, в логопедии носят название «дисграфии».

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить о трудностях овладения письменной речью. Ошибки при дсграфии являются стойкими и их возникновение не связано «ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».

Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).

Уважаемые Родители!
Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста – логопеда!

Выделяют 5 форм дисграфии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.

Каждому виду нарушений соответствуют свои ошибки, но классифицировать их — дело специалиста. Родители только должны знать их «в лицо».

Наиболее часто встречающиеся ошибки:

  1. Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произноси сыска (шишка)
  2. Замены букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.
  3. Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.
  4. Ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, но при недостаточном развитие фонематического слуха и осознания звукового состава слова может привести к ошибкам на письме: пропуску букв и логов, недописанным словам.
  5. Перестановка букв и (или) слогов.
  6. Не дописывание слов
  7. Написание лишних букв в слове
  8. Повторение букв и (или) слогов
  9. Контаминация — в одном слове слоги разных слов
  10. Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
  11. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству.: не дописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание.
  12. Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики. Не изменяет слова по падежам, числам, родам.
  13. Ребенок может Пропускать точки, заглавные буквы.

Очень важно!

Чтобы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их.

  • Взрослым, необходимо научиться с уважением относиться к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка
  • Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что коррекционный процесс требует времени, терпения, системы, выполнения всех заданий специалиста. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться.
  • Не надо заставлять ребенка больше писать, читать. Не надо все свободное время заниматься диктантами и списыванием огромных текстов. Это не принесет пользы! Таким образом ребенок просто многократно фиксирует в памяти ошибки, которые неизбежно допускаются.
  • Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
  • Важны не скорость и количество, а правильность и тщательность выполнения задания.Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке.
  • В своих отзывах старайтесь не использовать негативных оценок, стремитесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка. Помните, что одобрение и поощрение способны разорвать порочный круг не успешности, породить надежду и веру ребенка в свои силы, подтолкнуть его к новым усилиям.
  • Помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Ему нужна помощь!

Зачем нужно исправлять и развивать речь ребенка

Часто у родителей создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Но это не так. Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.

Исправление недостатков речи предупреждает возникновение вторичных нарушений: неготивизма, снижения познавательной активности и мотивации к обучению (ребенок осознает свой недостаток, стыдится его, переживает, замыкается в себе). Возникают трудности социальной адаптации, обучения в школе.

В дальнейшем человек с недостатками речи очень часто не может овладеть понравившейся ему профессией, особенно, если она связана с какими — то видами речевой деятельности. Поэтому воспитание чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать родители и педагоги.

О нормальном речевом развитие ребенка

Первый крик малыша должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.

Возраст от 2 до 5 месяцев - период гуления. Ребенок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым.

В 2,5 — 3 месяца у младенца появляется первый смех, что способствует развитию его речевого дыхания. .

К 5-6 месяцам младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.

Примерно с 7 -8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.

К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития.

К году в его словаре будет уже 10 -15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко» и т. д.

К 1,5 — 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут» и т. д. Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй».

К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б],[бь],[п],[пь],[м],[мь],[т],[ть],[н],[нь],[к],[кь],[г],[гь],[в],[вь],[ф],[фь]), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения (Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.

К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с],[сь],[з],[зь], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.

К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш],[ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.

В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.

С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.

К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.


Участник Рееста за 2020 год