|
Ляско Ольга Борисовна, Учитель-логопед высшая квалификационная категория |
Ефремова Любовь Алексеевна, Учитель-логопед высшая квалификационная категория |
|
Гордеева Ксения Анатольевна, Учитель-логопед первая квалификационная категория |
Логопедический кабинет школы действует в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- диагностика и коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении общеобразовательных программ
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся.
В первую очередь зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
Зачисление на коррекционно-развивающие занятия осуществляется на основе обследования речи учащихся, которое проводится с 1 по 15/20 сентября и с 10 по 25 мая.
Предельная наполняемость логопедического пункта Общеобразовательного учреждения не более 25 человек.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия.
Логопедические занятия, как правило, проводятся во внеурочное время с учётом режима работы общеобразовательного учреждения. Коррекция произношения у учащихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики). Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
В случае частых пропусков занятий (по болезни) без уважительной причины ребенок может быть отчислен.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.
За подробной информацией можно обратиться к учителю-логопеду школы
Что нужно знать родителям о ребенке, который идет в школу
- Что он еще живет в дошкольном детстве: мире игр и игрушек, мире свободного времени.
- Он не совсем готов к тому, что ему со всех сторон будут говорить «надо» и «ты - обязан».
- Что его работоспособность 15 -20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности.
- Что ему непривычно будет «быть одним из многих»
- Что он будет более подвержен заболеваниям.
- Что ему обязательно будут нужны свежий воздух после занятий и движение.
- Для того чтобы ему спокойнее было первое время учиться, Вы будете нужны ему рядом, как никогда: проводить в школу, встретить, быть рядом, когда он делает уроки, вместе гулять и т. д.
- Старайтесь сделать в выходные что-то интересное вместе с ребенком и для ребенка: праздник, выпуск семейной газеты, запуск воздушного змея, пикничок в лесу, поход в музей и пр.
- Ребенку нужны положительные эмоции.
- Не забывайте заглядывать в рюкзак своего ребенка. Если, конечно, он приучен к порядку, то проблем будет меньше, а если нет...
- Постарайтесь заранее (летом) научить открывать дверной замок (если в этом есть такая необходимость), предупредив об осторожности.
- Заранее научите его аккуратно вешать школьную одежду на вешалку и переодеваться в домашнюю.
- В общем, все бытовые дела попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на неокрепшего ребенка разом свалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
- Берегите психику ребенка.
- Вам нужно будет сдерживать свои эмоции, если вдруг ребенок придет из школы чрезмерно возбужденным: обидели, не дали, забыли и др. Надо спокойно выяснить, что произошло, стараться вслух не делать своих «взрослых выводов».
- Не забывайте о школьных праздниках. Ребенку будет обидно, если Вы вдруг не оденете его празднично, не придумаете вместе с ним карнавальный костюм.
- Ребенок ждет от Вас похвалы. Даже в мелочах. Старайтесь разделить вместе с ним его радость. Поделки ставьте на самое видное место, тетрадь с пятеркой покажите бабушке и дедушке и т. д.
- Дайте возможность ребенку почувствовать себя счастливым и умеющим.
- Это лишь маленькая частичка того, что нужно знать о ребенке-школьнике. Главное это — понимание, любовь, доверие, забота.
- Если Вы еще раз все это прочтете, то может быть поймете, какое это испытание для ребенка.
Их надо знать в лицо
С каждым годом возрастает количество детей, не готовых к школьному обучению.
Ко времени поступления в школу ребенок должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но достичь определенного уровня интеллектуального и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен иметь сформированную фонетико-фонематическую систему, достаточно богатый словарный запас и владеть основными грамматическими формами. Важную роль в освоение письменной речи играет развитие тонкой моторики рук и зрительно-пространственная координация, зрительное восприятие, гнозис и др.
С началом обучения, у некоторых школьников обнаруживаются трудности в усвоение письма и чтения. Причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребенка, в отношении к нему учителя, в одноклассниках. Ошибки допускаемые ребенком нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: невнимательностью при письме, небрежностью, неусидчивостью и т. д.
Не являясь орфографическими, эти так называемые специфические ошибки, которые зачастую сопровождают учащихся в течение последующих лет обучения, в логопедии носят название «дисграфии».
Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, а по отношению к младшим школьникам можно говорить о трудностях овладения письменной речью. Ошибки при дсграфии являются стойкими и их возникновение не связано «ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».
Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени является дискуссионным. Многие ученные (М. Лами, К. Лонай, М. Суле) отмечают наследственную предрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Эта незрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции. Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии, отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный, натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается с воздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе чтения.
Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.
Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, "цепочка" детских инфекций, травмы головы).
Уважаемые Родители! Для того чтобы исключить неправильное толкование проблем, необходимо проконсультироваться у квалифицированного специалиста – логопеда! |
Выделяют 5 форм дисграфии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.
Каждому виду нарушений соответствуют свои ошибки, но классифицировать их — дело специалиста. Родители только должны знать их «в лицо».
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
- Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произноси сыска (шишка)
- Замены букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т. д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.
- Неправильное обозначение мягкости согласных на письме: «писмо», «больит» и т. д.
- Ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, но при недостаточном развитие фонематического слуха и осознания звукового состава слова может привести к ошибкам на письме: пропуску букв и логов, недописанным словам.
- Перестановка букв и (или) слогов.
- Не дописывание слов
- Написание лишних букв в слове
- Повторение букв и (или) слогов
- Контаминация — в одном слове слоги разных слов
- Слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству.: не дописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание.
- Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики. Не изменяет слова по падежам, числам, родам.
- Ребенок может Пропускать точки, заглавные буквы.
Очень важно!
Чтобы родители не только обратили внимание на особенности развития своего ребенка, но и сумели принять их.
- Взрослым, необходимо научиться с уважением относиться к индивидуальным особенностям и потребностям ребенка
- Если вы хотите помочь своему ребенку, не забывайте, что коррекционный процесс требует времени, терпения, системы, выполнения всех заданий специалиста. Иначе, наступившее улучшение быстро сойдет на нет, и проблемы могут только усилиться.
- Не надо заставлять ребенка больше писать, читать. Не надо все свободное время заниматься диктантами и списыванием огромных текстов. Это не принесет пользы! Таким образом ребенок просто многократно фиксирует в памяти ошибки, которые неизбежно допускаются.
- Если на дом задали прочитать текст или много писать, надо, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит лучше справиться с домашним заданием.
- Важны не скорость и количество, а правильность и тщательность выполнения задания.Важно, чтобы ребенок работал в спокойной обстановке.
- В своих отзывах старайтесь не использовать негативных оценок, стремитесь каждый раз найти, за что похвалить ребенка. Помните, что одобрение и поощрение способны разорвать порочный круг не успешности, породить надежду и веру ребенка в свои силы, подтолкнуть его к новым усилиям.
- Помните, ребенок не виноват в своих проблемах! Ему нужна помощь!
Зачем нужно исправлять и развивать речь ребенка
Часто у родителей создается впечатление, что речевые недостатки ребенка со временем исчезнут сами собой без специального вмешательства. Но это не так. Исправление речи требует систематических, порой продолжающихся в течение длительного периода времени занятий и успех коррекционной работы во многом зависит от родителей.
Исправление недостатков речи предупреждает возникновение вторичных нарушений: неготивизма, снижения познавательной активности и мотивации к обучению (ребенок осознает свой недостаток, стыдится его, переживает, замыкается в себе). Возникают трудности социальной адаптации, обучения в школе.
В дальнейшем человек с недостатками речи очень часто не может овладеть понравившейся ему профессией, особенно, если она связана с какими — то видами речевой деятельности. Поэтому воспитание чистой и правильной речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать родители и педагоги.
О нормальном речевом развитие ребенка
Первый крик малыша должен быть ясным, чистым, не хриплым. Рефлекторные крики сохраняются у ребенка до восьми недель. Криком ребенок сигнализирует о состоянии дискомфорта.
Возраст от 2 до 5 месяцев - период гуления. Ребенок активно гулит, произносит нараспев отдельные звуки и их слияния: «а-а-а», «у-а-а», «агу», «аха», «авя», «угу». Его появление связано с эмоциональным общением со взрослым.
В 2,5 — 3 месяца у младенца появляется первый смех, что способствует развитию его речевого дыхания. .
К 5-6 месяцам младенец начинает лепетать, произносить слоги и цепочки слогов с губными звуками: «ма-му-ма», «пу-па», «ба-ба-бо». Именно в пять месяцев у малыша появляется внимание к артикуляции взрослых. Он следит за тем, как Вы произносите звуки. Не сюсюкайте с ребенком, говорите четко и правильно. Это очень важно! Если Ваш малыш перестал гулить, но не начал лепетать, это должно стать поводом для беспокойства. Необходимо срочно показать ребенка оториноларингологу и провести углубленное исследование состояния слуха.
Примерно с 7 -8 месяцев в речевом развитии малыша начинается период лепетного декламирования. Ребенок произносит цепочки слогов с разными интонациями.
К 10 месяцам малыш научится понимать и произносить слова «да» и «нет», сопровождая их соответствующими жестами. В это время эмоциональное общение с малышом приобретает особенное значение для его развития.
К году в его словаре будет уже 10 -15 осознанно произносимых лепетных слов: «мама», «папа», «баба», «дай», «на», «пить», «ко-ко» и т. д.
К 1,5 — 2 годам в речи крохи должны появиться предложения: «Мама, дай сок», «Мишка, сиди тут» и т. д. Можно отметить появление в активной речи ребенка первых прилагательных: «хороший», «плохой», «большой», «красный». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси», «пахой», «басёй».
К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносит смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б],[бь],[п],[пь],[м],[мь],[т],[ть],[н],[нь],[к],[кь],[г],[гь],[в],[вь],[ф],[фь]), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения (Папа купил мне новую грузовую машину», «Мы не ходили утром гулять: на улице шел дождик»). Хотя в его речи еще достаточно много грамматических ошибок («пить чашки», «копать лопатком»). Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
К 4 годам малыш уже правильно произносит свистящие звуки [с],[сь],[з],[зь], использует в речи сложноподчиненные предложения («Я люблю рисовать красками, потому что они разноцветные»). Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали.
К 5 годам малыш правильно произносит шипящие звуки [ш],[ж], почти не допускает в речи грамматических ошибок, может связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической и монологической, контекстной и ситуативной.
С 7 лет начинается школьный период развития речи ребенка.
К 17 годам он овладеет письменной речью и постигнет все богатство родного языка в целом.