Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Педагог психолог школы - Савченко Светлана Николаевна, высшая квалификационная категория

расписание педагога-психолога

 

Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем-то он является уже сегодня (Сташа Таушер).

Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - его собственная личность (Эрих Фромм).


Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем.

Цель работы — не в том, чтобы «заглянуть» во внутренний мир ребенка, узнать, как он устроен, его отношения с миром и самим собой, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач или проблем.

Начиная с 1 класса, проводится психологическая диагностика учащихся, с письменного согласия родителей (законных представителей) ребенка.

Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными проблемами, так, наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

Диагностика проводится с использованием многих методов и видов:

  • В первую очередь это наблюдение – на уроках, на переменах, в столовой;
  • Использование рисуночных тестов (рисунок школы, семьи, «я в настоящем и я в будущем», учитель, т.д.)
  • Индивидуальные беседы – опросы
  • Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст ( с использованием картинок, игровых заданий, стимульного материала)
  • Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения (кодирования) таблиц, графического диктанта.

Информация о ребенке, полученная посредством опросов родителей (анкетирования), тестирования является закрытой и не разглашается без согласия родителей.

Психолог на основании собственных наблюдений, а также наблюдений педагогов, родителей, а также на основании результатов диагностики выделяет группы детей, нуждающихся в коррекционной поддержке. Включение учащихся в коррекционные группы возможно только с разрешения родителей или лиц, их замещающих. Занятия проводятся во внеурочное время. Возможно проведение и индивидуальной коррекционной работы.

Консультирование — также распространенная форма работы психолога в школе. Она подразумевает разовые или немногочисленные встречи с родителями ребенка или его учителями по поводу сложившихся трудностей. Его задача — выслушать рассказ родителя или учителя, рассмотреть сложившуюся ситуацию, высказать свое мнение по этому поводу, выдать рекомендации или наметить мероприятия по оказанию помощи ребенку. При консультировании важно помнить, что поиск решения может начаться, только когда все стороны выговорились, они услышаны, чувства выражены и поняты. Тогда шансы для принятия совместного и самого верного решения будут максимальны.

Уважаемые родители, Вы можете записаться на консультацию к психологу в журнале консультаций, расположенном на 1 этаже.

Педагог-психолог проводит информационные мероприятия для родителей, они предполагают участие психолога в родительских собраниях, проведение семинаров, дискуссий. Родителей знакомят со спецификой психологии ребенка в разном возрасте, особенностями формирования его самооценки, с особенностями адаптационного периода и способами преодоления появившихся трудностей, даются рекомендации по вопросам воспитания и обучения.

 

План работы педагога-психолога:

ЦЕЛЬ:

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе обучения: создание условий для полноценного развития личности учащихся, их психологического здоровья, успешного обучения и воспитания; развитие эмоционально – волевой, коммуникативной, познавательной сфер личности ребенка.

ЗАДАЧИ:

  1. Осуществление психологической деятельности в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией школы, родителями учащихся.
  2. Проведение психологических занятий с детьми, имеющими психологические отклонения в развитии.
  3. Проведение психопрофилактической работы с детьми «группы риска» и их родителями.
  4. Содействие формированию адаптивных навыков, умений и механизмов психики учащихся.
  5. Содействие педагогам в изучении личности детей с целью коррекции и профилактики психологических отклонений у учащихся.
  6. Содействие формированию и развитию творческих способностей у младших школьников.
  7. Проведение консультативно – просветительской, тренинговой работы с учителями по развитию профессиональных навыков и умений.
  8. Проведение психопрофилактической работы и психологических занятий с детьми инвалидами, детьми находящимися на индивидуальном обучении.
  9. Проведение диагностической работы с младшими школьниками.
  10. Проведение профилактической, консультативной работы с родителями учащихся по вопросам обучения и воспитания.

 

Психодиагностическая работа – диагностика позволяет обнаружить трудности высокой тревожности, напряжения межличностных отношений, семейного воспитания. Результаты обследования дают основания для дальнейшей коррекции или развития ребенка, об эффективности профилактической или консультативной работы, проведенной с ними.

 

Основные виды и содержание деятельности педагога-психолога

 

Виды деятельности

Содержание

Формы и методы

1.

Диагностическая деятельность

Выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации обучающихся; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения, воспитания и развития.

Выявление уровня обученности, воспитанности и др., уровня комфорта на уроке, статуса обучающегося в коллективе и др.

Индивидуальная первичная диагностика (полная углубленная), динамическое (повторное) обследование, групповая диагностика (в том числе, проведение социометрических обследований), метод включенного наблюдения (при посещении уроков), изучение документации

2.

Развивающая и коррекционная работа

Содействие развитию отдельных сторон личности с учетом задач психолого-педагогического сопровождения ребенка на каждом возрастном этапе. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса

Индивидуальная, групповая работа: тренинг, урок, элективный курс, курс по выбору; разработка программ, проектов, информационных тематических материалов, методических рекомендаций

3.

Консультационная работа

Оказание психологической помощи и поддержки обучающимся, воспитанникам, их родителям, педагогическим работникам, администрации в вопросах развития, воспитания и обучения, жизненного, профессионального самоопределения, самореализации; в напряженных и конфликтных ситуациях

Индивидуальные, групповые консультации; составление характеристик, разработка рекомендаций

4.

Просветительская работа

Гармонизация социальной сферы учреждения и осуществление превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Формирование психологической культуры субъектов образовательного процесса. Своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности обучающегося

Индивидуальные, групповые: лекция, семинар, круглый стол, конференция, выступление (на педсовете, МО, родительском собрании)

5.

Экспертная работа

Психологическая экспертиза. Психологический анализ и разъяснение ситуации

Консилиумы, комиссии, административные совещания

6.

Организационно-методическая работа

Анализ и планирование деятельности.

Повышение квалификации. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ.

Оформление кабинета и др.

Планирование (перспективное, годовое…). Курсы повышения квалификации, личная супервизия, научно-практические семинары, конференции, методические объединения, самообразование

 

Рекомендации родителям

Участник Рееста за 2020 год