Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Арт-терапия как средство профилактики неврозов у учащихся
Богданова О.А.
 
Мастер-класс Школы – сад - лаборатории № 620 "РОСТОК” Центрального района
(техническое задание: Создание медико-психолого-педагогического комплекса на базе школы-сад №620 "Росток”)
 
Тема: Арт-терапия как средство профилактики неврозов у учащихся
Цель: Научить учителей некоторым приемам снижения психо-эмоциональных нагрузок учащихся в процессе обучения
Необходимые технические средства: телевизор и DVD-проигрыватель,
Раздаточные материалы: описание упражнений, карточки с картинками для раскрашивания (с элементами Арт-терапии), цветные карандаши, чистые листочки для рефлексии. Аудио - и видео - записи для проведения релаксации ("Звуки природы” и "Блаженство”)
Ведущий мастерской: Богданова Ольга Александровна – зам.директора по ОЭР, аспирантка кафедры психологии АППО
I этап (вводный)
Участники располагаются в аудитории и в это время звучат "Звуки природы”, сопровождающиеся видами красивых пейзажей. (2-3 минуты, звукотерапия)
Вводное слово о работе школы (5-10 минут, научный руководитель)
Свое выступление я хочу начать словами из Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей :"Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…". По данным ВОЗ, школа является одним из сильных стрессогенных факторов (растет число детей с нарушениями в психическом здоровье). Но с другой стороны школа, может и должна создать оптимальные условия для сохранения психического здоровья. Поэтому тема здоровьесберегающих технологий так актуальна сегодня. Термин «психическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Не имеющий отклонений от нормы человек может полностью использовать свои способности, реализовывать свои потенции. Обычный человек – это не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Актуально, на наш взгляд, высказывание А. Маслоу: «Нам необходим такой человек, который был бы ответственен за себя и свое развитие, досконально знал самого себя, умел осознавать себя и свои поступки, стремился к полной актуализации своего потенциала». Такой человек понимает, на что направлена его активность и трудоспособность. Поэтому психическое здоровье школьника является, на наш взгляд, одним из главных условий в образовательном процессе.
В современных концепциях психического здоровья , в частности Г.С. Никифоров рассматривает 3 специфических уровня психического здоровья : биологический, психологический и социальный. Здоровье на биологическом уровне предполагает динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Вопросы здоровья на психологическом уровне связаны с личностным аспектом. Переход от психологического к социальному уровню достаточно условен. Психологические свойства личности просто не существуют вне системы общественных отношений. А. Маслоу выделил четыре понятия, характеризующих психически здорового человека: человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях. Ученый ввел понятие самоактуализации как главный показатель психического здоровья. Процесс самоактуализации предполагает ресакрализацию – способность верить в ценности и воспринимать других как целое, умение личности напряженно трудиться и достигать высоких результатов. Тогда задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка ставить перед собой цели, обусловленные как личностными (внутренними), так и социальными обстоятельствами (внешними), достигать их, справляться с жизненными трудностями. Мы согласны с мнением В.Г. Казанской о том, что психическое здоровье школьника – "это сбалансированность внутренних (когнитивных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения, соответствие стиля научения детей стилям обучения и воспитания) особенностей развития его личности".
Анализ результативности традиционных подходов к сохранению здоровья школьников ( посредством сокращения учебной нагрузки, увеличения числа уроков физкультуры, ужесточение гигиенических требований к условиям обучения) показывает их декларативный характер, который не затрагивает способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Среди актуальных проблем реформирования образования сегодня наиболее острой, на наш взгляд, является обеспечение условий сохранения и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса, разработка психопрофилактических и коррекционных программ и методов работы педагогов и психологов для обеспечения и поддержки здоровья на всех этапах онтогенеза. Следовательно в современной школе ситуация требует новых нестандартных подходов к решению проблемы сохранения здоровья детей в процессе обучения. Примером такого подхода может служить деятельность нашей школы. Психическое здоровье наших детей мы определяем не только в терминах "благополучие”, ”комфорт”, "отсутствие болезни”, но и в таких терминах как "раскрытие личного потенциала ребенка”, "свобода”, "индивидуальность”, "социальная интегрированность”, "способность к перевоплощению и духовному росту”. Пройдя подготовительный этап по созданию Медико-психолого-педагогического комплекса "РОСТОК”, мы перешли на концептуальный уровень нашей деятельности. На этом этапе мы уже разрабатываем психолого-педагогические технологии для обучения, воспитания, и развития детей с ослабленным здоровьем. В частности, в созданном нами лектории для учителей проводится курс лекций и практических занятий по теме "Профилактика дидактогении у школьников”. Программа лекций и практических занятий была утверждена на кафедре психологии АППО. Недостаточно развитая коммуникативная культура у учителей создает психоэмоциональную напряженность, и порождает дидактогении (неврозогенное воздействие учебного процесса на учащегося и неврозогенное воздействие педагога на учащегося). Профилактика дидактогении может предупредить у школьников расстройство эмоционально-волевой сферы, так как негативные изменения в этой сфере могут привести к нарушению психического здоровья и социальной депривации.
Мы поставили следующие задачи при проведении данного курса:
1. расширить знания учителей по общей, возрастной, педагогической психологии
2. помочь учителям овладеть навыками коммуникативной культуры
3. помочь учителям развить способность к самоанализу, рефлексии
4. научить учителей осуществлять внутренний контроль в эмоционально значимых ситуациях, регулировать конфликты
5. познакомить педагогов с представлениями о ценностных основаниях и этике профессионально-педагогической деятельности
6. помочь учителям сформировать адекватный образ "Я-учитель”, который необходим для создания собственного стиля педагогической деятельности
7. предложить учителям рекомендации по созданию положительного эмоционального климата на уроке. Известно, что обучение в школе порождает существенные изменения в эмоциональной сфере школьников, и обучение является причиной психического развития школьников.
 
Процесс обучения должен строиться так, чтобы он не только захватывал ум, но и вызывал бы чувства. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения не самоцель, не дополнение или украшение к уроку, а необходимое условие для получения знаний, ибо пережитые знания становятся убеждениями (эмоционально преподнесенные факты запоминаются школьниками прочнее и на более длительный срок). Создание высокого эмоционального тонуса на уроке может выступать как необходимое условие сохранения психического здоровья школьников. Сегодня мы покажем лишь часть проводимой нами работы по сохранению здоровья всех участников образовательного процесса.
 
II этап (основной)
I.Участникам под руководством ведущего предлагается выполнить ряд упражнений, направленных на сохранение здоровья и оптимизацию учебной деятельности, и которые с удовольствием выполняются и учителями и учениками нашей школы (10-15 минут)
1. Релаксационная зарядка по Джекобсону (для поднятия настроения, для снятия напряжения в конце рабочего дня)
2. "Напиши свое имя” (упражнение для активизации внимания, для подготовки к сложному учебному процессу- активизируется мозжечок и передние отделы коры больших полушарий головного мозга, дается возможность самоутвердиться, подтвердить свою успешность)
3. Гимнастика для мозга · "Расслабление глаз”: снимает напряжение не только глаз, расслабляет глазные нервы, успокаивает ум · "Стимуляция ушей”: сенсибилизирует ухо, улучшает слух, что в свою очередь влияет на память, возможность вспомнить забытую информацию · "Зевота”: расслабление челюстной мускулатуры улучшает способность видеть, слышать и говорить · "Открой сердце”: улучшает циркуляцию крови, чувство бодрости, снимает усталость · "Расслабленное внимание”: подготовка к новой деятельности после интенсивной умственной деятельности, чувство радости и желание работать · "Источник энергии”: улучшает дыхание, в головной мозг поступает много кислорода, рекомендуется в конце учебного дня Ведущий раздает участникам описание проведенных упражнений и теоретический материал ”Информация к размышлению”, который обосновывает положительный эффект упражнений с точки зрения медицины, психологии и педагогики
II.Далее участникам предлагается выбрать из 4-х вариантов картинок 1 картинку и попытаться раскрасить ее цветными карандашами( картинки заимствованны из Арт-терапевтической практики, обычно эти картинки мы даем раскрашивать гиперактивным детям, детям с повышенной агрессивностью, детям, находящимся в состоянии стресса, а так же учителям для повышения настроения и снятия напряжения, усталости). Картинке участник придумывает и записывает название. И в это время звучит музыка (музыкотерапия 10-15 минут, диск "Блаженство”, созданный музыкотерапевтом и врачом В.М.Элькиным).
 
III этап (заключительно-рефлексивный) (20-25 минут)
Участники рассматривают работы коллег и говорят о своих впечатлениях от раскрашивания картинок (какие чувства испытывали в процессе работы, нравится ли Вам ваша картинка, почему именно так Вы ее назвали). Ведущий комментирует рисунки и названия к рисункам (комментарии психологического характера, помогающие осознать свое внутреннее состояние, чувства, помогающие понять проявившиеся в рисунке проблемы, дающие рекомендации по разрешению обозначенных в рисунке проблем). Далее участникам предлагается на небольших листочках анонимно ответить на 2 вопроса: · Попытайтесь, пожалуйста, написать или нарисовать ту эмоцию, которую Вы сейчас испытываете. · Cчитаете ли Вы данную мастерскую полезной лично для Вас? Ведущий благодарит всех участников за внимание, уважение и терпение!
 
Итоги проведенной мастерской
1. Всего участвовало: 8 человек, из них 3 психолога и 1 ведущий
2. Участники признались в своих ответах, что мастерская была очень полезна для них в плане профессионального и личного развития.
3. Все участники нарисовали положительные эмоции, по завершении мастерской (солнце, цветок, улыбка, улыбающийся человек), некоторые участники написали о чувстве удовлетворения, уверенности в себе, повышении настроения.
4. Участники высказали пожелания организовать мастер-классы для психологов школ.
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ (скачать)
Категория: Статьи | Добавил: ZenikS7 (18.06.2010)
Просмотров: 2603 | Теги: Арт-терапия как средство профилакти, неврозы, неврозы у учащихся, арт-терапия | Рейтинг: 0.0/0

Участник Рееста за 2020 год