Диагностика эмоционального состояния учащихся с помощью цвета. В повседневной школьной практике основной упор все еще делается на интеллектуальную сферу познания. Между тем, нередки случаи, когда ученики о многом знают и все могут верно объяснить, а их поведение оказывается совсем не таким правильным, поступки и реальные действия – не такими нравственными, как знания и представления, ибо последние не прочувствованы, не окрашены личностным эмоциональным отношением. Единство умственного и эмоционального дает должный эффект, если на нем построена вся организация жизни и деятельности детского коллектива, если отношения педагогов и учащихся эмоционально насыщены, если их жизнь гармонирует с представлениями о нравственности, соответствует общечеловеческим ценностям. Попробуем определить, что же такое эмоции. А.Н. Лутошкин пишет, что эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и к людям, процесс и результаты его практической деятельности. В контексте моего исследования под эмоциями будем понимать своеобразное личностное отношение ребенка к окружающей действительности и к самому себе. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. Эмоции и чувства как психологическое явление обладают специфическими, присущими только им особенностями. Они неотделимы от личности, составляют внутреннюю, откровенную и неповторимую сущность. Эмоциональные состояния как ручейки пи¬тают психологический климат и психологическую атмосферу коллектива. В психологический климат каждый ребенок вносит свой персональный вклад — преобладающее настроение отношения к сверстникам, удовлетво¬ренность отношениями в коллективе. А.Н.Лутошкин под понятием «психологический климат» понимает общий эмоциональный настрой коллектива, в котором соединяются настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения людей друг к другу, к работе, окружающим событиям. Главным, что образует психологический климат, являются эмоциональное состояние или настроение коллектива. Кроме того, психологический климат коллектива Лутошкин А.Н. определяет как «зеркало коллектива», в котором можно увидеть, как люди относятся друг к другу, как переживаются их отношение к складывающимся обстоятельствам жизни. Примыкает к понятию психологического климата понятие психологической атмосферы. Последнее – динамичное явление, определяемое преобладающими в коллективе эмоциональными состояниями за сравнительно небольшой отрезок времени. Поиск путей исследования эмоциональных явлений в коллективе связан с целым рядом трудностей, потому что эмоциональная сфера, одна из интимнейших областей психики человека, куда проникнуть чрезвычайно сложно. Одним из таких путей исследования связан с использованием методик цветописи (тест Люшера, цветопись эмоциональной атмосферы коллектива А.Н. Лутошкина). Суть ее – в оценке учениками своих эмоциональных состояний, а также в оценке общей эмоциональной атмосферы класса за определенный отрезок времени, выражаемый при помощи цвета. Цветопись применялась также для оценки воздействия различных ситуаций на настроение детей, для изучения некоторых форм обучения и воспитательного процесса. Исходным в применении цвета является установленное в цветопсихологии соответствие определенных цветовых оттенков различным проявлениям эмоциональных состояний человека, "тональностям” этих состояний. Для того, чтобы точнее понять "работу” цветосимволов также проводилось интервьюирование детей иногда до цветотестирования, в других случаях – после. В целом, эта работа дает положительный эмоциональный настрой ребенку и развивает его самоанализ, самооценку, умение рефлексировать свою деятельность и деятельность окружающих. В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет — продукт света, вызывающий эмоции» . Когда мы говорим: «почернел от горя; покраснел от гнева, позеленел от злости, посерел от страха», то не воспринимаем эти выражения буквально, а интуитивно связываем эмоциональные переживания человека, со способным выразить их цветом. Первым фактом, с которым сталкивается каждый исследователь отношения эмоции — цвет, является то, что оно не носит случайного произвольного характера, эмоции и цвет «сцеплены» между собой на очень глубокой основе. Цвета не являются знаками эмоций, способными ассоциативно вызывать или выражать то или иное чувство, они предстают перед человеком сами, как эмоции, точнее, как объективно воплощенные эмоции. Влияние цвета на психологическое и физиологическое состояние – лишь один аспект сложных взаимосвязей цвета и человека. Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, - приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно, то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что, то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции. Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой. Во-первых, цвета и их сочетания являются символами эмоций, их внешним воплощением, опредмеченной формой; во-вторых, эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменения цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.); в- третьих, устойчивые эмоциональные особенности (свойства) субъекта также находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений. Подобная полифункциональность цвета, с одной стороны, делает его уникальным средством изучения эмоциональной сферы человека, но с другой, — лежит в основе неоднозначности в оценках наблюдаемых феноменов, что требует от исследователей особой тщательности при принятии решения относительно того, на каком конкретном уровне он рассматривает и анализирует эти феномены. Мне бы хотелось рассказать о методике исследования настроений, ситуативной и личностной тревожности и эмоциональной отзывчивости на переживания других, которую я использую в своей работе. Цель исследования: диагностика настроения как эмоционального состояния ребенка. Материал и оборудование: «Климатический круг», разработанный на основе цветописи А.Н. Лутошкина, в который входят: красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный цвета. Магнитики с именами учащихся. У педагога- исследователя тоже есть свой магнитик, и дети могут видеть настроение своего учителя. Методика исследования: на магнитной доске «Климатический круг» и магнитики с именами детей. Дети получают инструкцию о том, что означает каждый цвет в круге. Учащиеся должны поставить свой магнитик на тот цвет, который соответствует их настроению сегодня. Шкала цветового диапазона. Красный - зона бодрого, мажорного настроения. Желтый - зона приятного, благодушного настроения. Зеленый – зона спокойного, уравновешенного тона. Фиолетовый – зона неудовлетворенности, тревожности. Черный – зона пессимизма, уныния, упадка. Исследователь-педагог фиксирует определенное испытуемым настроение в таблице с помощью цветных карандашей или фломастеров. Чтобы сравнить настроение участников исследования подготавливаю таблицу настроений. п.п. Ф.И. Участника исследования Количество дней ( октябрь) 1 2 5 6 7 8 9 12 13 14 15 16 19 20 21 22 23 26 Анализ данных таблицы настроения можно проводить и ежедневно, и в конце каждой недели, и в конце каждого месяца. Ежедневный анализ данных таблицы соотносится с реальными жизненными событиями испытуемого. Такой анализ помогает исследователю-учителю разобраться в причинах переживания ребенка и по-возможности помочь ему, а также является хорошим средством эмоционального самоконтроля ребенка. При этом важно установить степень адекватности эмоционального реагирования ребенка в зависимости от событий его жизни. Общая оценка эмоционального состояния соответствует преобладающему настроению за весь период времени исследования, каким может оказаться неделя, месяц и т.п. Такая оценка предусматривает возможность отклонений от нормы в переживаниях, эмоциональном состоянии ребенка.Итак, подведем итог. Оценивая настроение и состояние коллектива, причины колебания настроения каждого учащегося, мы сможем сделать первый шаг к управлению своими чувствами и начнем глубже познавать существующие взаимоотношения в коллективе. В зависимости от задач исследования, «Климатический круг» отражает эмоциональное состояние 1) в начале дня и 2) в конце дня. Анализ изменения состояния членов коллектива в течение дня может помочь выявлению факторов, воздействующих на настроение детей. Руководителю класса исследования помогают увидеть настроение коллектива, оценить психологическую атмосферу класса, проследить за развитием настроения каждого ребенка. Замеры настроения детей в начале и в конце учебного дня показали, что методика не только позволяет собрать информацию о психологическом самочувствии, но и выполняет определенную психотерапевтическую функцию. У ребенка возникает необходимость и потребность рассказать о своем настроении. Потребность выговориться, поделиться тем, что на душе. Литература 1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998. 2.Анохин П.К.// Психология эмоций. Тексты. – М., 1984. 3.Вилюнас В.К. основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. – М., 1984. 4.Гете Н.В. Учение о цвете./ В кН.: Избранные сочинения по естествознанию.- М.: АН СССР, 1957. 5.Драгунский В.В. Цветовой личностный тест. М.: АСТ, 2000. 6.Купер М., Мэтьюз А. Язык цвета. М.: ЭКСМО – Пресс, 2001. 7.Люшер М. Цвет вашего характера. М.: Вече, 1997. 8. Собчик Л.Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. СПб.: Речь, 2001. 9.Яншин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: Сам. ГПУ, 1996. | |
| |
Просмотров: 26985 | | |