Влияние авторитарного стиля педагогического общения на развитие дидактогении у школьников Богданова О.А., Мы должны решительно отказаться от противоречащих гуманистическому воспитанию и подавляющих личность ребенка авторитарности и императивности и таких их форм проявления, как крик, брань, ущемление самолюбия, насмешка, грубость, угроза, принуждение. Ш.А. Амонашвили Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил, сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его горе, его обиды и страдания разделяют В.А.Cухомлинский По данным Всемирной организации здравоохранения, школа сегодня признана общественно неблагоприятным фактором. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психического здоровья школьников. В Институте возрастной физиологии лабораторией школьных трудностей проводилось исследование, которое показало, что в школе, где работает авторитарный жесткий учитель, школьники болеют в 3 раза чаще, а нарушения психического здоровья отмечаются еще чаще. У авторитарных педагогов дети почти с первых дней пребывания в школе попадают в ситуацию отрицательного оценивания, хронического неуспеха. Жесткий, авторитарный, бескомпромиссный учитель во время урока делает очень много замечаний, и с родителями бывает очень строг, постоянно высказывая свое недовольство по отношению к ученику. В результате в семьях происходят конфликты, вызванные претензиями учителя. Поэтому причинами нарушения здоровья становится двойной пресс, в школе и дома, постоянное недовольство взрослых, чрезмерные требования, предъявляемые учителем и родителем. Таким образом, именно учитель, как наиболее значимая фигура для ребенка, часто оказывается источником его травматизации. Известный детский психолог А.И. Захаров отмечал, что именно повышенная "стимуляция" детей посредством угроз, осуждений, наказаний – это фактор, прямо ведущий к нарушению психического здоровья, появлению дидактогений и развитию неврозов. Такие методы стимуляции вызывают конфликты, создают стрессовые ситуации – и тем самым усугубляют реальные трудности, которые и так есть у ребенка. Родители, особенно если они сами тревожные, да еще "заведены" учителем, драматизируют каждую школьную неудачу. К тревожности родителей часто прибавляется их непреклонная принципиальность и неготовность к компромиссам – как раз те черты, которые присуще авторитарному педагогу. Постоянные конфликты с учителями и Н.С. Говоров под термином "дидактогения" понимает патогенность образовательного процесса, наносящая психические травмы учащимся и ведущая к психическим заболеваниям (дидактопатией) разной степени сложности. Дидактопатия, по Н.С. Говорову, - "это психическое заболевание ребенка, подростка, взрослого человека, травмированного патогенными факторами учебного процесса (дидактогенией), препятствующими освоению учебного материала, порождающими учебную неуспеваемость, блокирующими формирование и развитие познавательных способностей, либо поражающими уже имеющиеся познавательные умения и навыки, исчезновение интереса к учебе, вплоть до отвращения к ней". Н.С. Говоров считает, что дидактогения, идущая от педагога, обусловлена тем, что данный педагог сам страдает дидактопатией и является ее ретранслятором. В этом случае в деятельности педагога проявляется неуверенность, страх в общении с учениками, неумение организовать привлекательный для учеников учебный процесс, неразвитость педагогических способностей, травмирующих учеников и обостряющих дидактопатию самих педагогов. Мы думаем, что, действительно, дидактогения имеет 2 источника: один – идущий от педагога, другой – от структуры образовательного процесса (порождаемой самой системой образования).Школьная ситуация, в настоящее время, достаточно сложная: отказ от ряда традиционных форм школьного воспитания, стремительная переоценка ценностей педагога и учеников, изменение социальных ролей, ввиду происходящего пересмотра целей образования. Все это изменяет характер взаимоотношений в школе (между учителями, между учениками, между учителями и учениками) и создает излишнюю психоэмоциональную напряженность, и порождает дидактогении (неврозогенное воздействие учебного процесса на ученика и неврозогенное воздействие педагога на ученика). В нашей стране невропсихическая паталогия у учащихся городских, сельских школ и ПТУ в 70-80% случаях. Выявляется неблагоприятная тенденция к увеличению числа больных с пограничными расстройствами (прежде всего с невротическими состояниями) во все более раннем возрасте со среднегодовым приростом в 8-11%. Но, несмотря на все большую гуманизацию образования, по-прежнему в школе преобладает силовая, авторитарная педагогика. Некоторые медики (С. В. Лебедев, А. А. Дубровский), занимающиеся изучением неврозов, утверждают, что значительную часть составляют неврозы, возникающие по вине учителей,- это 35-40 %. Например, Н. Смирнов говорит о фрустрационной дидактогении. Она может быть вызвана невозможностью ученика получить желаемую (заслуженную, как он считает) оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя, крушением его надежд. При характерном для нашей системы образования приоретете негативных оценок, запретов, упреков, порицаний (в том числе и от родителей). В такой ситуации особенно тревожно – мнительные, чувствительные, закомплексованные школьники часто в школе находятся в состоянии фрустрации. Психогенные заболевания порой обусловлены патологической Неблагоприятные факторы воздействия учебного процесса и учителя приводят к характерологическим и патохарактерологическим реакциям. Наиболее значимым фактором риска, мы считаем, являются акцентуации характера, то есть чрезмерная выраженность определенных черт: неуживчивость, обидчивость, заносчивость или, наоборот, робость, застенчивость, неуверенность. Резкая очерченность, определенность характера – всегда некий сдвиг психики. Если этот сдвиг со временем не сглаживается, то перечисленные черты характера переходят в психопатию. Когда это произойдет, зависит от жизненных обстоятельств, в том числе и сложившихся отношений с педагогом. Поэтому у таких учащихся психическая травма, полученная в школе, вызывает уже патохароктерологические реакции. Одним из особо опасных стереотипов в деятельности педагога является авторитарный стиль общения. Авторитарность – это своеобразный учительский комплекс, проявляющийся в безапелляционности, консерватизме, закрытости в общении, назидательности, морализировании, установке типа «учитель всегда прав». Многочисленные психолого-педагогические исследования Н. В. Кузьминой, В. А. Крыловой, Н. В. Кухарева, А.Г. Егоровой показали, что на успешное взаимодействие субъектов образовательного процесса (педагога и ученика), в первую очередь, влияют особенности личности учителя, уровень его культуры в интеллектуальной, эмоционально-нравственной и волевой сферах. В.Г. Воронцова писала:"… ум, сердце и воля человека-педагога не всегда "благотворно" совпадают; ("горе от ума" – проблема не одного человека, но и окружающих его, так же, как и "негорячее" сердце, и отсутствующая воля - "неспособность к поступку")". Сфера педагогического труда относится к социономическому типу (по классификации Е.А. Климова), то есть к такому виду профессиональной деятельности, в котором ведущую роль играет процесс общения. Один учитель, вступая в контакты с воспитанниками, благодаря сформировавшейся у него манере поведения, поддерживает или создает условия для совместной деятельности, а другой – в силу своего стиля общения – вносит во взаимоотношения с детьми напряженность, провоцирует развитие у них отрицательных эмоций, появление дидактогений и в результате не достигает решения педагогических задач. Это может быть следствием неумелого выбора педагогом стиля общения и неспособности внести в него нужные коррективы. Первое экспериментальное При авторитарном стиле педагог значительно чаще, чем другие прибегает к тону приказа, делает резкие замечания, нетактичные замечания в адрес одних Таким образом, мы видим, что у учителей сформировано эмоциональное "неприятие” детей, принижение их способностей и возможностей добиться успеха в жизни. Пребывание учеников в ситуациях, в которых учитель сосредоточен на их неудачах, раздражен, испытывает досаду, иногда злость, недоверие и неуважение к личности ученика, нагнетает страх перед предстоящими проверочными работами приводит к тяжелым последствиям – нарушениям в эмоциональной сфере, возникновению дидактогений. В результате авторитарного воздействия, ученик, по выражению Г.В.Грибановой, "искусственно инвалидизируется". В авторитарной школе личностное своеобразие, внутренний мир ребенка, его потребности и интересы не учитываются, у него нет реальных прав. Для деятельности авторитарного педагога характерна эмоциональная закрытость. Перед таким учителем ученик не сможет "раскрыться", а значит, он не будет полноценно развиваться, то есть не произойдет "раскрытие и реализация уникальных смыслов и эволюции каждого ученика". Заметим, что мир ребенка ежедневно соприкасается с миром взрослых, миром правил и законов, и если такое взаимодействие происходит в постоянной конфронтации между педагогом и учеником, в постоянном подавлении активности и индивидуальности, то последствия достаточно печальные – человек вырастает пассивным, безответственным, склонным к конформизму. Ю. Азаров справедливо заметил, что авторитарность – "это всегда злоупотребление властью, всегда порок, ибо она даже в микроскопических дозах - преддверие нравственного распада". Поэтому "педагогика сотрудничества", личностно-ориентированное взаимодействие, выражающее ценности современной гуманистической При формировании индивидуального стиля общения (выбора продуктивного стиля общения), педагог с помощью, например, школьного психолога может выявить особенности своего психофизического аппарата как компонента творческой индивидуальности, ибо через него осуществляется "трансляция" его личности, знаний и ценностей детям. Ш.А. Амонашвили справедливо заметил: "Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит на жизнь". Благодаря усвоению индивидуального стиля деятельности у педагога повышается эффективность деятельности, усиливается положительная мотивация, изменяется личностный статус, формируется опыт преодоления конфликтных ситуаций в общении с детьми, который поможет предотвратить возникновение дидактогении. Таким образом, с одной стороны школа является одним из сильных стрессогенных факторов (растет число детей с нарушениями в психическом здоровье), с другой стороны школа может и должна создать оптимальные условия для сохранения психического здоровья (в том числе недопущения дидактогений). Мы думаем, что решение, найденного нами противоречия во многом зависит от педагога, уровня его профессиональной компетентности, осознания своей роли в современных условиях, изменения позиции "непререкаемого авторитета", отказа от "авторитарной" педагогики и принятие основ гуманистической педагогики, где основной ценностью является человек. | |
| |
Просмотров: 24377 | | |